top of page

Об итогах полутора лет войны в Украине

А что ждет Европу?


Сложно будет отрицать, особенно с европейских позиций, что война, развязанная Россией в Украине, не является ключевым событием, во многом определившим течение многих процессов в вопросах той же европейской политики, экономики и иных аспектов в целом, и отдельно взятых государств в частности. Да чего уж! Пожалуй, довольно большая часть мирового сообщества ощутила на себе отголоски этой войны, бушующей, как утверждают географы, в самом центре Европы.

Итак, со дня начала российской агрессии в Украине прошло почти восемнадцать месяцев. Полтора года… Это, конечно, не 100-летняя, 30-летняя, известные миру войны, и по своим срокам даже близко не приближается ни к Первой мировой, ни ко Второй. Не так уж велик срок – восемнадцать месяцев, но он явно продемонстрировал насколько глобальный мир не готов к катаклизмам!

Казалось бы, что такого может произойти в мире от не такой уж масштабной военной операции, непосредственно не касающейся ни Америки, прежде всего США, ни многонациональной Европы, ни уж, паче того, огромной Азии? Оказывается, нет! В нынешнюю эпоху всевозможных глобальных связей и плотных переплетений переполошило всех! Непоколебимые принципы колеблются. «Вечные» союзники «оптимизируют» отношения. Реки энергетических потоков - где мельчают, а то и вовсе сменили русло. Ее величество «мировая экономика», созерцая эту какофонию, тихонько, но уверенно сходит с ума, угрожая уйти в рецессию. Вот такая вот «картина» вырисовалась… Сказать откровенно – яркая, но очень грустная… Война, как ты ее ни назови (в России – это называют «специальная военная операция, СВО»), и есть война. И ее последствия — это смерти, разрушения, упадок! И с течением веков ничего не меняется!

Но, как и в былые времена, так и сейчас всегда будет актуальным вопрос «Кто первый начал? Кто агрессор?». В развязывании этой войны виновник, агрессор очевиден – Россия! И как бы ее высшее руководство ни оправдывало свои действия необходимостью отстаивания своих ущемленных национальных интересов, но по факту именно российская армия вторглась на территорию Украины, суверенного государства, и ведет там боевые действия! Для Украины же, ее народа эта война стала воистину отечественной, поскольку на карту поставлено существование государства, нации.

Начавшись же почти полтора года назад, война из фазы активных наступательных действий со стороны России ныне переросла в фазу практически позиционного противостояния, характеризующуюся значительными людскими (многотысячными), материальными и ресурсными потерями с обеих противоборствующих сторон. Здесь, стоит признать, что украинская армия продемонстрировала высочайшую стойкость и профессионализм. Грамотные решения ее командования и умелые действия солдат вынудили россиян отойти от Киева, Харькова, Херсона. Под одним только не весть каким Бахмутом российская «вторая армия мира» «протопталась» больше года! При этом она использовала, и очень обильно, чуть ли не всю номенклатуру имеющегося вооружения. С позиций военной науки – такой результат видится весьма сомнительным «достижением». Более того, сейчас, в ходе начавшегося украинского контрнаступления, россияне оставляют ранее занятые рубежи, неся значительные потери. Здесь следует отметить, что, хотя упомянутое украинское контрнаступление и не отличается высокой динамичностью, но проходит достаточно планомерно, и картина оставления россиянам своих позиций наблюдается на широком участке юго-восточного фронта. При этом они несут значительные потери в живой силе и технике.

Безусловно, что высокий уровень мотивации и профессионализма украинских солдат является основой достигаемых ими успехов, но также безусловным есть и то, что без военно-материальной и иной поддержки коллективного Запада Украина вряд ли долго и эффективно могла бы противостоять российской военной машине. И, если бы не украинские поля сражений, то поди знай, где бы остановились россияне, удовлетворяя свои геополитические аппетиты…

Кстати, о потерях. Рассматривая доступную информацию из вполне достоверных источников, приведем некоторые показатели. Весьма печальные. Но на войне – как на войне. История не знает войн без гибели солдат.

Отметая всяческие эмоции, сухая статистика свидетельствует о том, что на текущий период времени войны в Украине россияне имеют потери среди личного состава более 250 тысяч. Очевидно, что этот показатель, к сожалению, далеко не окончательный. Проведя не сложные подсчеты получим, что каждый день в течение восемнадцати месяцев россияне теряли около 500 солдат! До батальона личного состава! Показатель ужасающий! Вряд ли найдется европейское государство, да что там европейское, иное государство в мире, которое бы так небрежно относилось к своей армии, к своему солдату! Как здесь не вспомнить известную античеловечную присказку одного из «великих советских» полководцев второй мировой войны о том, что, мол, Россия велика, а русские бабы еще нарожают…

Собственно, Россия всю свою историю вела войны, и с момента распада СССР, с 1991 года тоже постоянно учувствовала в разного рода вооруженных конфликтах, войнах. Начиная с Чечни, а ныне – Сирия, потеряв при этом около 20 тысяч человек (за 30 лет). Надо сказать, что этот показатель сопоставим с потерями СССР, преемницей которого Россия себя позиционирует, в период с 1946 по 1991 годы (45 лет) – около 18 тысяч, где война в Афганистане унесла около 15 тысяч солдатских жизней.

Как видим, геополитический аппетит у кремлевского руководства с годами только усиливается. А нынешние же показатели потерь армии РФ способны вызвать шок у цивилизованного человека! В то же время вопрос социального благополучия населения в самой России решается далеко не в первую очередь… Наверное, поэтому российские женщины не спешат рожать и в России динамично зреет демографический кризис. И это на фоне огромных военных потерь репродуктивного мужского населения России. Последствия не за горами…

Бесспорно, человеческий ресурс является определяющим на войне. Однако современная война – это еще и сражение техники и технологий. Пожалуй, не станет большим откровением факт, что разного рода боевые действия, вооруженные конфликты, войны являются наилучшим испытательным полигоном для разного рода военной техники и своеобразной «лабораторией» для ее технического усовершенствования и отработки тактики боевого применения.

Однако, наряду с, казалось бы, типичными для многих войн процессами и фазами (например, для Первой и Второй мировых войн, да и войны в Корее 1950-1953 годов), эта война резко отличается от современных, по меньшей мере войн последних трех десятилетий.

Эта война стала по настоящему полномасштабной в Европе с периода окончания Второй мировой войны. И в ходе этой войны применяется практически полная номенклатура арсенала вооружений, находящийся не только у противоборствующих сторон, а и достаточно широкий перечень вооружения европейских стран и США. В этой войне применяется техника и вооружение промышленно и технологически развитых стран.

Особенностью этой войны есть то, что в ходе нее не происходит масштабных сражений, однако потери боевой техники, в частности российской бронетехники, впечатляют. По результатам официальной статистики, за неполные полтора года войны армией Украины уничтожено около 4300 российских танков и 8300 боевых бронированных машин, что в общей сложности составляет 12600 боевых единиц (это составляет около 24 единиц в день в течение восемнадцати месяцев). И это без учета такой бронетехники как САУ и спецтехника. Общий показатель уничтоженной бронетехники, как видится, весьма внушительный, сопоставляющийся с суммарной численностью бронетехники во всей Европе! И такие потери россиян в бронетехнике – не результаты танковых баталий!

В большинстве своем формирование приведенных показателей определено применением украинской стороной, так сказать, «ручной противотанковой артиллерии», а именно переносных противотанковых ракетных систем, полученных от зарубежных партнеров, таких как «Javelin», «NLАW». По оценкам американских военных экспертов, эффективность применения украинскими военнослужащими системы «Javelin» в реальных боевых условиях составила около 90%, что значительно превысило показатели полевых испытаний, проводимых в США. Доля целей, уничтоженных с помощью «NLАW», по оценкам украинской стороны, составляет 30-40% от общего количества бронетехники.

Немалое количество бронетехники уничтожено и с помощью различного рода «беспилотников» и дронов. И вряд ли ошибкой будет утверждение о том, что эта война сформировала эту технику как полноценное оружие и вывела его применение на качественно новый уровень. Россияне даже выделили их в отдельный род войск!

Стоит отметить, что по оценкам некоторых источников танковый потенциал России до начала войны в Украине составлял около 13 тыс. единиц. Однако, как засвидетельствовали определенные события в России, стоит усомниться в том, что все эти танки по своим тактико-техническим характеристикам отвечают современным требованиям, да и вообще, боеготовые ли они с учетом небезызвестной российской безалаберности. Поэтому, довольно уверенно можно сделать вывод о том, что реальный боеготовый танковый парк России составляет около 7 тыс. единиц, включая и устаревшие образцы. Подтверждением этих выводов может служить появление в зоне боевых действий устаревших Т-62. И как свидетельствуют данные спутниковых снимков, количество бронетехники на российских базах хранения заметно уменьшилось.

Развивая мысль об уничтоженной в ходе войны российской бронетехнике, а конкретно танках, приведенные выкладки приводят еще к одному выводу: за полтора года войны Украина уничтожила чуть ли не большую половину российского танкового парка! Не является ли этот факт, опять-таки, ярким подтверждением того, что украинские военнослужащие высокоэффективно применяют предоставленные им странами Запада высокотехнологичные образцы вооружения?!

И здесь стоит отметить, что «украинская военная лаборатория» продемонстрировала очень высокую эффективность применения не только противотанковых средств. Все те же западные военные эксперты сходятся в мысли о том, что и артиллерийские системы (РСЗО, самоходные, буксируемые), системы ПВО, системы разведки и масса другого вооружения, и техники применяются украинскими военнослужащими очень эффективно, несмотря на крайне минимальные сроки их обучения и сложнейшие условия эксплуатации образцов вооружения.

Кстати, о ПВО. Регулярные и массированные российские ракетные обстрелы украинских городов продемонстрировали миру попрание со стороны России всех международных норм. Российский «ракетный террор» в отношении мирного населения Украины, социальных объектов и объектов жизнеобеспечения стал свидетельством античеловечной политики кремлевского руководства, направленной на уничтожение украинских граждан. Такая ситуация не могла оставить равнодушным коллективный Запад, который и предоставил Украине самый широкий спектр средств ПВО – от крупнокалиберного пулемета до современнейшего «Patriot».

Результаты работы этой разношерстной «публики», как говорится, «налицо»! Сухие показатели статистики демонстрируют совершенно не скудные результаты. В течение полутора лет войны силами украинской ПВО уничтожено более российских 300 самолетов и столько же вертолетов, около 1400 (!) крылатых ракет различного типа. Лидерами, конечно же, есть беспилотные летательные аппараты – более 4000 (!!!). Признаем, что количество этой уничтоженной техники впечатляет!.. Этого, с позволения сказать, «ассортимента» хватило бы для вооружения нескольких европейских стран.

Стоит отметить, что многие образцы западных средств ПВО в Украине показали свою высокую эффективность. Не редкими были случаи, когда ими уничтожались все выявленные цели, в первую очередь крылатые ракеты различных типов. И все же оставался вопрос – российские аэробаллистические ракеты «Кинжал» и баллистические ракеты типа «Искандер», которые российской пропагандой позиционировались как «несбиваемые». «Несбиваемость» последних оказалась весьма условной. ЗРК «Patriot» в этом вопросе продемонстрировал свою эффективность, и, продемонстрировав незаурядные тактико-технические характеристики, доказал возможность сбивать любые типы российских ракет.

Вывод налицо – стабильная и мощная поддержка партнеров Украины высокотехнологичным вооружением: бронетехникой, боеприпасами, в перспективе самолетами – залог для достижения успеха, инвестиция в будущий длительный и справедливый мир.

Вот такая получилась борьба технологий от войны. И вызывает большие сомнения то, что Россия под влиянием мировых санкций, ограничивающих (прекращающих) доступ к передовым технологиям в ближайшие годы сможет выйти на тот технический уровень, который имела по состоянию на 23 февраля 2022 года, и ей удастся что-либо «соорудить на коленке» в противовес «Patriot», «Abrams», или какого-либо иного технологичного образца вооружения.

А еще нужны ученые, квалифицированные рабочие, передовые предприятия, мощная экономика… А их НЕТ! Но есть еще старые ракеты от бывшего СССР. Много! И хоть опустошились российские базы хранения различной техники, но и ее тоже еще много! Да и, как свидетельствуют факты, российский военно-промышленный комплекс набирает обороты. Предприятия работают в три смены! Производят и ракеты, и танки, и самолеты, не говоря уж о вооружении помельче. Еще и кое-какую технику продавать за рубеж ухитряются!

Да, признаем, украинцы научились воевать, а украинская армия на сегодняшний день является самой обученной и боеготовой армией в Европе и, пожалуй, не только. Она не раз доказала свой профессионализм и соответствие требованиям стандартов того же НАТО. Наверное, можно сказать, что уже стала частью армии НАТО.

Однако и армией РФ извлечены «уроки», а в Кремле подведены итоги, признаны ошибки и определено, как исправлять будут просчеты. Надо признать, что и с военно-промышленными и финансовыми ресурсами на войну у России не все так плохо. Введенные мировые экономические санкции постепенно дают свой результат, но все же не так быстро, как хотелось бы. По заверениям Путина в стране имеется достаточно средств и для обеспечения, и для модернизации армии России. Находятся и «партнеры», поставляющие в Россию амуницию, комплектующие и образцы вооружения в обход санкций. И мобилизовать есть кого. Согласно данным официальных источников, мобилизационный ресурс России составляет 20 – 25 млн. человек.

События же последнего периода свидетельствуют о подготовке в России к новому этапу противостояния. В Украине. В Европе. В Мире.

В контексте изложенного вполне логичной и уместной на сегодняшний день, и единственно правильной позицией со стороны цивилизованного мира, прежде всего США и Европы, была и может быть только полномасштабная поддержка Украины. Остановить российскую угрозу можно только силой и только разбив российскую армию в Украине. И только поражение на поле боя и вынудит Москву начать переговоры не на ее условиях, а на украинских.

И это невысокая цена, которую коллективный Запад может и, пожалуй, должен платить Украине, от которой во многом сейчас зависит скорейшее завершение войны в центре Европы, за все ее жертвы ради победы над российским агрессором, посягающим на европейскую стабильность!


Источник: oglavnom.top

bottom of page