
Развязанная Россией беспрецедентная для XXI века захватническая война против Украины продемонстрировала миру выплескивающиеся через край имперские амбиции Путина, угрожающие глобальной дестабилизацией. Россия демонстративно и нагло совершает преступления, полностью игнорируя все существующие нормы международного права. Российский имперский реваншизм делает мир заложником ситуации, разрушая устоявшиеся международные структуры безопасности и принципы, в частности, принцип неприкосновенности границ. Россия не в первый раз генерирует внешние угрозы. Она вела и ведет как гибридные, так и открытые войны со странами, которые еще не имеют членства в НАТО. Это стало возможным во многом и благодаря западной политике невмешательства. Подписание Будапештского меморандума, не предоставившего действенных механизмов защиты, призрачные обещания в Бухаресте 2008 года, символические санкции после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе – далеко не исчерпывающий перечень примеров западной политики невмешательства и уважения к существованию застывших сфер влияния в Восточной Европе.
К вторжению в Украину Путина подталкивала не возможность расширения НАТО, а, напротив, понимание его невероятности. Идентично РФ действовала в Молдове, Грузии, Сирии и ряде африканских стран. Россия хочет политически закрепиться в Евразии, усилить свое военное присутствие (создание российских военных баз, блоки из сателлитов), размещение тактического ядерного оружия в Беларуси, экспансия в Арктике создают значительную опасность на границах европейских стран и формируют новый спектр вызовов безопасности.
Российскую агрессию провоцирует удаленность или отсутствие Североатлантического альянса, гарантий защиты и западных контингентов у ее границы. Российская пропаганда утверждает, что вступление Украины в НАТО принесет войну на весь европейский континент. Но это далеко не так. Россия не отважится перейти границу любой страны-члена НАТО. Лучшее тому подтверждение – страны Балтии, которые легко могли бы стать объектом российской агрессии, если бы не вступили в альянс. Россия ни разу не пошла на откровенную конфронтацию ни с одним членом альянса, хотя из уст российских пропагандистов и некоторых чиновников неоднократно звучали угрозы в адрес Польши, Литвы, Латвии и Эстонии. Расширение НАТО - гарантия против экспансии России. Сегодня, когда Украина продолжает каждый день бороться за свое право на существование ценой десятков тысяч жизней, для НАТО пришло время отказа от серых зон и стратегической неопределенности. «Серые зоны – это зеленый свет» для российской агрессии. Украина сейчас платит очень высокую цену за то, чтобы мир стал безопаснее. «Нереформированная» Украина сегодня защищает от российского агрессора все демократические европейские страны, фактически выступая заслоном от российской орды. Активно противостоя российскому вторжению, Украина демонстрирует то, что страна достойна вступления в НАТО, она уже показала себя в качестве ключевой части трансатлантической безопасности. Североатлантический альянс должен дать четкий сигнал, что он открыт для приглашения Украины в НАТО. Пока Киев не получит четких временных рамок приобретения полноправного членства в НАТО, в стране будет продолжаться война. В то же время, несмотря на войну, Украина быстрыми шагами продвигается в направлении внедрения стандартов НАТО. Украинцы активно используют современную тактику ведения войны. Украинское членство в НАТО обеспечит альянс присутствием единственной в Европе армией и обществом, которые переживают современную полномасштабную войну. Кроме того, принятие Украины в ряды организации будет гораздо экономически эффективнее, чем пакеты финансовой и военной помощи, которые страны-члены обещают продолжать предоставлять «столько, сколько нужно». Членство Украины в НАТО важно и для западных инвесторов, которые будут инвестировать в восстановление украинского государства. В то же время, если Украина не получит статуса члена НАТО, она будет постоянно находиться под угрозой российской агрессии. Поэтому вступление Украины в Североатлантический альянс является, в том числе и гарантией безопасности западных инвестиций.
Очевидно, что правовые аспекты расширения организации требуют времени и Украина не станет частью НАТО за один день, но коллективный Запад должен четко озвучить и реализовать намерение принять нового союзника в блок в сжатые временные рамки.
Альтернатива предоставления Украине «гарантий» безопасности, которые не соответствуют уровню членства в НАТО, не могут заменить членство в альянсе. НАТО является единственной гарантией безопасности, которую серьезно воспринимают в мире. Затягивание этой процедуры или предложение альтернативных «гарантий» безопасности – это добровольное согласие на дальнейшую экспансию российского агрессора, который остановится только там, где его остановят. Бывший специальный представитель США по вопросам Украины Курт Волкер заявил, что работа над ускорением членства Украины «сократит эту войну и предотвратит следующую».
Вильнюсский саммит альянса должен зафиксировать обязательство предоставить членство Украине.