top of page

Будни Резиденции художников в Водонапорной башне Каросты. Творцы и адмирал

Открытая резиденция художников работает уже четвертое лето подряд. Зайти сюда и полюбоваться работами может каждый. Автор идеи и куратор этого творческого местечка — скульптор Эгон Першевиц — не только создает новые работы, но и читает бесплатные лекции об искусстве.

Резиденция создана в рамках Фестиваля Каросты и обосновалась в прекрасном месте — старинной Водонапорной башне. В день открытия пятого Феста мы с Эгоном договорились, что чуть позже, по обыкновению, расскажем о буднях Резиденции.

…В самом центре второго этажа, на почетном месте и отдельном столике красуется награда «Килограмм культуры», которая вручается порталом LSM.lv по итогам опроса зрителей Латвийского телевидения и слушателей Латвийского радио. Органи0заторы и участники Резидениции получили награду в номинации «Изобразительное искусство» по итогам третьего сезона, когда вместе с Эгоном творили художники Вероника Фролова и Рейнис Лиепа. Эгон «Килограммом» чрезвычайно гордится.


О скульптурных портретах

Со второго этажа начинаются мастерские. В частности, тут работает Эгон. В прошлом году он решил заняться скульптурными портретами, и среди прочих создал бюст военного историка, кавалера Ордена трех звезд Юриса Ракиса. Причем в мундире адмирала флота Российской империи — чтобы, как сказал тогда Эгон, подчеркнуть его связь с Каростой и глубокое знание ее истории со времен начала строительства Порта Александра III.

«Жанр скульптурного портрета незаслуженно забыт, но он достоит большего внимания. Прошлым летом сделал немало скульптурных портретов, но начать отливку решил именно с Юриса — ведь всё началось именно с него, он как-то раз шутя заказал мне свой бюст, «чтоб было, что у могильной плиты поставить». Я и пригласил его позировать. А эта звезда у него на мундире — не какая-то абстрактная награда, а его Орден Трех звезд, который он честно заслужил именно за свою работу в Каросте», — рассказал Эгон.

В прошлое воскресенье, в рамках своих лекций об искусстве, Эгон решил устроить демонстрацию отливки бюста из гипса. На мольберте один уже красовался — это, как пояснил скульптор, была проба.

«Надо было проверить, нормально ли форма открывается, всё ли в порядке… Это силиконовая форма, она многоразовая. На этой первой отливке видны все недочеты, обычно их мастер после отливки устраняет. Подтеки, пузырики и прочее», — объясняет Эгон.




Среди многочисленных инструментов скульптора, в том числе и самодельных, обнаружился и стоматологический зонд — как пояснил Эгон, он тоненький и очень удобный, для его работы вещь незаменимая.

«Видишь, для глаз бюста — как раз то, что нужно!» — показывает скульптор.

О расческах от вшей и других секретах художников

На втором этаже работает и художница Лига Кемпе.

«Мы с Лигой на днях соревновались, у кого тоньше инструменты. У нее есть кисточка с одной ворсинкой, представляешь?! Вот на этот домик посмотри — каждая досочка выписана отдельно! А еще Лига рассказала смешное. Зашла она в аптеку и просит расческу от вшей. Ей искомое вручили, но сотрудница очень старалась максимально сохранить дистанцию. А расческа с такими частыми зубчиками нужна была, чтобы сделать локоны у этих Венер!» — показывает Эгон.

Лига Кемпе много работает в жанре миниатюры — картины у нее восхитительные! Не просто красивые, но еще и с теплым юмором, фантазийно-сказочные. Их надо рассматривать долго — ведь так много крошечных деталей! За время, проведенное в Резиденции, она успела создать немало новых работ, Эгон поясняет, что Лига часто работает над несколькими картинами одновременно.

Сам Эгон создает в этом году большое панно — на нем Водонапорная башня, скульптор хочет показать, что это не только историческое здание, но у него есть и будущее, и это грядущее будет символически обозначено летающей тарелкой, причем не абстрактной из научно-фантастических романов и фильмов, а из истории 1947 года о Розуэлльском крушении НЛО.

В каком материале ее отливать — скульптор пока не решил. Думал из стекловолокна сделать, но коллеги советуют гипс — для Водонапорной башни он больше подходит.

На третьем этаже работает Клавс Лорис, на четвертом — Гунта Ланте. Эгон рассказывает, что у Клавса специальный стол — потому что он работает с красками, которые сохнут очень долго. Было уже, когда художник вернулся после нескольких дней отсутствия и на одном из полотен обнаружил следы пальцев — кто-то из публики решил прикоснуться к искусству в самом прямом смысле. Клавс работает в абстрактном стиле. Одно из полотен — красно-черное — особо завораживает, очень уж напоминает извержение вулкана. У Клавса преобладает абстракция. Творения Гунты — тоже не реализм, но просто идеальный анатомический атлас, настолько безупречно прописаны мышцы у фигур. Здесь царит черный цвет, но есть и работы, выполненные красным.



«Вот, посмотри, это в стилистике Пьеты, но наоборот: здесь женщина на руках мужчины», — пояснил Эгон.

Очень впечатляет. Но из-за красного цвета вспоминается цитата из булгаковского «Мастера и Маргариты», помните: «Азазелло просил не беспокоиться, уверял, что он видел не только голых женщин, но даже женщин с начисто содранной кожей».

Художники работают в Резиденции почти каждый день, можно полюбоваться не только на их работы, но и на сам процесс. Заглянуть сюда можно в любой день до конца лета с 13.00 до 17.00, вход, разумеется, совершенно свободный. За актуальными событиями в Резиденции можно следить в соцсетях: здесь и здесь.

Да, и еще! До 13 августа в Клайпеде, в рамках Международного фестиваля форм-арта FAKTAS-FORMA / FACT-FORM, можно увидеть и выставку работ Эгона Першевица. Она почти полностью повторяет его «персоналку», недавно показанную в Юрмале, как говорит скульптор, в новом пространстве смотрится отлично и немного иначе.


Секреты работы с гипсом

Посмотреть на то, как Эгон будет отливать из гипса бюст, пришли несколько человек. Мы еще немного подождали Юриса Ракиса, он ведь руководит экспозицией Латвийского военного музея в Лиепайской береговой артиллерийской батарее №2, сезон сейчас в разгаре, группы туристов идут без перерыва. А вот и Юрис! И коробочку с орденом принес.

Эгон насыпает гипс в воду, замешивает и начинает заполнять силиконовую форму. Попутно объясняет как и почему всё делает. Пропорции воды и гипса, какой консистенции должен быть жидкий гипс, как долго замешивать. Вымешивает он почти блендером — насадкой соответствующей формы на дрели. Первой порцией тщательно промазывает все мелкие детали, затем вставляет в форму металлические распорки и добавляет остальной гипс. Остается ждать, пока всё застынет.

Вскоре скульптор приглашает всех присутствующих потрогать застывающий гипс — он горячий! Это объясняется формулой гипса и химическими процессами при застывании. Кому интересны подробности — гуглите сами.

Схватывается гипс быстро, но всё равно — сначала надо дать ему просохнуть и только потом можно вынимать из формы.


По цепочке ассоциаций — бюст, гипсовая отливка — автор Rus.LSM.lv вспомнил рассказ Артура Конан Дойла «Шесть Наполеонов». Про то, как преступник прячет в одном из бюстов черную жемчужину Борджиа, а Шерлок Холмс разгадывает замысел. Юрис Ракис пересказал историю присутствующим. На что Эгон заявил, что можно устроить нечто подобное, и предложил Юрису спрятать в собственном бюсте свой Орден Трех звезд.

…И вот Эгон решает, что гипсовая отливка достаточно застыла, и можно вынимать ее из формы. Осторожно, по сантиметру, снимает силиконовую форму… Удовлетворенно говорит — мол, гораздо лучше получилось, чем пробник.

Присутствовавшие были довольны — не каждый день можно увидеть процесс работы скульптора!

Лекции Эгона продолжаются. Сегодня, 23 июля в 17.00, тема «Искусство как форма языка — взгляд на докторское исследование» (рассказ на базе работы Эгона на степень доктора искусств, защита уже скоро). Заключительная лекция цикла пройдет 30 июля в 17.00, и это будет «О чем искусствоведы тебе не расскажут — взгляд практика на историю искусства». Вход на лекции свободный!

bottom of page